Первые слова
«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама ее из головы выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
«Я ее боюсь».
К.И.Чуковский, «Закаляка»
Итак, ребенок понимает, что от него требуется, когда его просят «правильно»
произносить звуки, твердо знает несколько коротких и простых английских слов и
привык к начертаниям английских букв. Наконец, мы можем подойти к самому
ответственному моменту: после длительной подготовки мы можем начать писать.
Идея следующего этапа обучения проста.
Вы рисуете в тетради картинки и пишете рядом слова. Звучание очевидных для
ребенка слов подсказывает ему не только ключ к чтению слов, но и ключ к чтению
букв. Ребенок вооружен знанием звучания слова и привычным обликом значков,
чтобы самостоятельно «расшифровывать» назначение каждой буквы.
Многие родители пугаются перспективы рисовать картинки. Но в этом нет ничего
сложного. От вас требуется условный рисунок в несколько линий – лишь бы ребенку
было понятно, кто это или что это. У любого получится мордочка с ушами, усами и
раскосыми глазами – кошка; или мордочка с длинными ушами и двумя зубами –
кролик. Эту статью я проиллюстрировала фрагментами одной из сохранившейся у
меня тетрадок, предназначенной для шестилетнего мальчика, на тот момент не
читавшего на родном языке.
Для будущих прописей я обычно выбираю очень тоненькую тетрадку, так как это
дает возможность часто начинать новые тетради. Чистая тетрадь оказывает на
детей магическое действие – они воспринимают ее как жизнь с чистого листа. Она
вызывает у них прилив вдохновения и старательности.
И, напротив, они часто перестают стараться, если в тетрадке уже много начеркано
или если им кажется, что они уже могут писать гораздо лучше, чем в первой
тетрадке на первой странице, очень расстраиваются, если им приходится писать
там, где у них что-то плохо получалось. Поэтому не жалейте в тетрадках места и
выбирайте тетрадки потоньше.
У детей с особой тягой к идеальному часто возникает потребность бросить одну
тетрадку и начать новую. Бывают и случаи таинственного исчезновения тетрадей с
косыми и неопрятными буквами. Не стоит детям в этом особенно потакать – пусть у
них будет лишний стимул стараться. Но и недооценивать эту тягу к совершенству,
по-моему, нельзя.
Итак, в чистой тетрадке в клетку я рисую небольшую картинку, иллюстрирующую
очевидное для ребенка слово. Как правило, это первое слово – "a cat"
или "a dog".
( ВСТАВИТЬ КАРТИНКИ 1 И 2)
Хорошо бы это делать прямо при ребенке, когда он наблюдает за процессом,
пытается догадаться, что будет дальше, сам говорит английское слово,
иллюстрацию к которому вы рисуете.
Затем я медленно пишу само слово и прошу ребенка его прочитать. Для него
очевидно, как нужно читать это слово, поэтому чтением в полном смысле слова
этот процесс назвать нельзя. Зато можно быть уверенным, что после того, как вы
потрудитесь над этим словом, ребенок будет знать несколько исходных, опорных
букв, а вокруг них, как вокруг первых паззлов, будут нарастать остальные буквы,
как картина из мозаики.
Мы очень кропотливо трудимся над каждым первым словом, особенно в том случае,
если малыш еще не умеет читать на родном языке.
Сначала ребенок несколько раз пишет это слово, а я слежу, чтобы он удобно и
рационально писал элементы, соблюдал дистанцию между буквами, писал их на
нужном уровне и делал это аккуратно.
Затем мы вместе выясняем, что обозначает каждая буква. Я закрываю одну из букв,
начиная с последней, и спрашиваю, как теперь читается слово, какого звука не
хватает, какая буква нужна, чтобы этот звук появился. После этого я прошу
ребенка назвать все звуки, которые есть в этом слове, и показать на буквы,
которые их обозначают. Наконец, ребенок снова пишет слово, называя каждый звук.
Потом можно переходить к следующему слову.
Как и всегда, я призываю вас не спешить. Сейчас вы создаете опору, и ошибиться
здесь – это то же самое, что неправильно выложить первые элементы сложной
мозаики.
Когда слов накапливается около пяти или шести, с ними можно придумывать
упражнения.
1. Напишите слова и нарисуйте картинки в беспорядке. Ребенок будет узнавать
цельный облик слова, соединять картинку со словом и читать слова.
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ 3
Если ребенок справляется с этим заданием легко, усложните упражнение: напишите
лишнее слово; попросите ребенка сначала прочитать слово, а уже затем искать к
нему картинку; попросите ребенка самостоятельно нарисовать картинки и соединить
их со словами.
2. Нарисуйте картинки в столбик, а рядом с ними напишите соответствующие слова
по два раза – один раз правильно, а другой раз – пропустив одну из букв или
поменяв местами две буквы. Ребенку нужно узнать «правильное» слово.
3. Напишите в неправильном порядке буквы из слов, из каждого слова на отдельной
строчке, нарисуйте рядом соответствующие картинки и попросите ребенка узнать
слова и написать их правильно. Если ребенок справляется с этим легко, повторите
упражнение, не рисуя рядом с набором букв картинки.
4. Напишите или напечатайте слова в строчку и попросите их прочитать.
5. Напишите слова в столбик, пропуская в каждом слове по букве, рядом со
словами нарисуйте соответствующую картинку. Ребенку нужно написать недостающую
букву. Пусть он делает это вместе с вами. Самое главное, чтобы он не
механически вписывал недостающие буквы, а осознавал, какой звук обозначает
каждая буква. Сначала спросите его, как должно звучать слово, потом, как это
слово звучит сейчас, потом – какого звука не хватает, и только потом – какая
нужна буква.
ВСТАВИТЬ КАРТИНКИ 4 и 5
Очень часто у ребенка «не вспоминается» буква, ведь ее надо не просто узнать,
не просто прочитать, но воспроизвести.
В такие моменты очень хочется просто написать букву за ребенка, но, как мне
кажется, перспективнее набраться терпения и не делать этого. Я стараюсь
активизировать память ребенка и подвести его к припоминанию буквы, даже если
ему придется сделать только самый последний, маленький шаг: я использую
«запоминалки» из прошлых занятий; прошу ребенка найти букву в алфавите; пишу на
отдельном листе несколько букв и прошу выбрать нужную. Пусть это будут две
буквы, одна из которых заведомо «не подходит», но ребенок все-таки приложит
какие-то, самые минимальные, усилия, чтобы выбрать «нужную».
6. Сделайте карточки: на одной стороне – картинка, на другой – английское
слово. Умение работать с карточками поможет вашему ребенку сформировать
минимальный, но прочный словарный запас. Пусть малыш озвучивает карточки с той
и с другой стороны. Если все идет хорошо, устройте контрольную – возьмите
чистый лист и отмечайте зелеными галочками правильные ответы и красными –
неправильные. Дети все это воспринимают всерьез и больше стараются.
7. Попросите его выложить слово из букв азбуки. Это гораздо легче, чем писать
слова – нужно не воспроизводить, а только узнавать нужные буквы.
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ 6
8. Детям нравится писать слова на специальной доске для рисования толстыми
фломастерами. Ребенок тратит очень много сил и очень быстро устает, когда
выводит мелкие буквы тонкой ручкой или карандашом, зато писать толстым
фломастером может довольно долго.
ВСтАВИТЬ КАРТИНКУ 7
Подойдет для этих целей и палочка, которой можно писать на сугробе или на
песке, и мелок, которым можно писать на асфальте.
9. Для тренировки часто не хватает слов – их запас еще слишком маленький.
Под диктовку пишите на доске и выкладывайте из букв азбуки слоги. Это обычно не
очень увлекает детей, поэтому внесите в этот процесс что-нибудь радующее.
Например, пишите слоги одновременно с ребенком – пусть он сам сравнивает то,
что написал он, с тем, что написали вы, и отмечает на отдельном листке или в
специальном дневнике количество правильно и неправильно написанных слогов.
10. Напишите диктант! Выберите несколько самых простых слов и продиктуйте.
Может быть, ребенку будет очень сложно, в этом случае помогите ему подсказками.
Лучше, если ребенок напишет одно слово сам, чем несколько слов с вашей помощью.
Я все время стараюсь, чтобы у ребенка было ощущение, что он продвигается
вперед.
Читаем знакомое слово сами!!!
Переломным занятием в процессе обучения чтению обычно бывает специальное
занятие, посвященное самостоятельному чтению знакомого ребенку слова.
Выберите простое, короткое и читающееся по правилам слово, которое содержит те
буквы, которые вами уже отработаны, то есть которые встречались вам в первых
словах.
Это слово должно быть очевидно для ребенка, его можно специально выучить среди других
таких же слов заранее. Я часто выбираю на эту роль слово "a robot". К
этому занятию мои ученики уже знают, как пишутся слова "a dog",
"a cat", "a frog", "a box" и знают небольшую
песенку со словом "a robot".
Повторите слова с необходимыми буквами, удостоверьтесь, что ни одна буква «не
потерялась», не выпала из внимания и памяти ребенка, и только после этого
напишите выбранное слово и попросите его прочитать.
Я обычно провожу это занятие торжественно, давая ребенку понять, что вот сейчас
он САМ, без подсказок и картинок прочитает слово, которое до этого еще никогда
не читал. «А сейчас я тебе напишу слово, которое ты никогда не писал и не
читал, и ты его САМ прочитаешь и поймешь!!!»
Когда малыш читает это слово, да еще понимает, что это слово обозначает, его
удивлению и радости нет границ. Он понимает, что действительно начал читать.
Хорошо, если вы все заранее продумаете так, чтобы этих слов оказалось
несколько. Это будет просто виртуозно.
Главное в этом занятии – подготовить стопроцентный успех и закончить на
успешной ноте. Не теребите ребенка и не подсовывайте ему новые слова, чтобы не
смазать его впечатления. Всему свое время.
Буквы еще и еще
Теперь вы создали базу букв, от которой можно смело отталкиваться и вводить
новые буквы.
Техника точно такая же, как и раньше – вы рисуете иллюстрацию и пишете знакомое
ребенку слово, а ребенок его читает, но делает это уже более осмысленно, так
как в каждом слове для него есть и известное, и неизвестное.
Если предыдущий этап был пройден неторопливо и основательно, то ваше внимание
будет сосредоточено не на всех буквах, а лишь на новых. Например, на базе слов,
о которых я говорила выше, можно ввести слова "red" (с новой буквой
"e"), six (с новой буквой "i"), но вариантов, конечно,
может быть бесконечное количество.
Упражнения с этими словами могут быть такими же, как и с первыми, но теперь у
вас есть бесценная возможность отсылать память ребенка не только к
«запоминалкам» и к алфавиту, но и к уже изученным и хорошо знакомым словам.
Например, когда ребенок пишет слово "a carrot" и забывает, как
пишется буква "r", вы можете активизировать его память, напомнив ему
о слове "a robot" или спросив, в каком еще слове есть такой же звук.
Если ребенок все-таки не вспоминает букву, можно написать слово "a
robot" без первой буквы – привычное слово может напомнить ему начертание
буквы. Наконец, можно просто показать ему это слово.
Другой путь напоминания – просто показать ребенку одно или два слова, в которых
есть нужная буква. Он сам вычислит или догадается, какая буква ему «нужна».
Основная идея этого этапа научиться припоминать буквы в новых словах,
«цепляясь» за старые.
Новые буквы на этом этапе поступают лавинообразно, и в ваши задачи должно
входить отслеживание того, не превращается ли эта лавина в кашу. Не приступайте
к следующей букве, пока ребенок не будет более или менее спокойно
воспроизводить при письме слов уже изученные буквы. Устраивайте контрольные
диктанты и отслеживайте проблемные знаки. Может быть, нужно вернуться на шаг
назад и снова порисовать и пораскрашивать.
Новые слова
Теперь, когда ребенок знаком не просто с начертанием букв, но и умеет читать и
писать часть из них, для него открыт новый путь поступления новых слов – через
их графический облик.
Подумайте, какие буквы ребенок усвоил легче и прочнее остальных и попробуйте
вводить новые слова, состоящие из этих букв.
Техника подачи новых слов все та же – картинка рядом со словом. Только теперь в
задачи ребенка входит прочитать незнакомое слово. Не забудьте озвучить это
слово после того, как его прочитает ребенок. Это нужно для того, чтобы слово
было не только прочитано, но и услышано.
Если ребенку сложно дается чтение новых слов, упростите задание. Напишите
несколько новых для ребенка слов и озвучьте их в другом порядке. Попросите
ребенка показывать каждое прочитанное вами слово. Не акцентируйте внимание на
значении новых слов, ваша задача – подготовить ребенка к самостоятельному
чтению. Если ребенок совершенно без труда узнает слова, этот этап не нужен –
пусть малыш трудится над чтением.
Пишем словосочетания и предложения
Завершающим этапом обучения «азам» я считаю чтение и запись первых
словосочетаний и предложений.
В словосочетания, которые читают и пишут мои маленькие ученики, обычно входят
названия цветов, слова "big" и "little", несколько
числительных и все изученные существительные.
Итоговым упражнением является запись словосочетаний рядом с картинками.
Например, рядом с нарисованной шестеркой и розовой мордочкой поросенка малыш
пишет: "six pink pigs".
Для того чтобы ребенок понял, что от него требуется, достаточно показать ему
образец. Промежуточные упражнения представляют собой всевозможные варианты
этого задания.
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ 8
Предложения также не отличаются разнообразием. На этом этапе мы осваиваем
только три структуры: "It is a…", "I have…" и "I
like…".
КАРТИНКА 9
Другое дело, что эти предложения могут быть длинными и включать в себя
несколько словосочетаний: "I have two little red robots and five big pink
pigs". К говорению и письменной речи это имеет довольно смутное отношение,
но зато дает навык одновременного «удерживания» в памяти структуры,
последовательности элементов, слов и грамматики.
Чтение и запись таких предложений подготавливает ребенка к чтению естественных
предложений и вызывает иллюзию самостоятельного чтения длинных отрывков текста,
что немаловажно для обучения. Малыши обычно в восторге от того, что могут
прочитать и понять длиннющие предложения, и это подогревает их интерес к языку.
При работе с предложениями я прибегаю не только к картинкам, но и к переводу.
Детям очень нравится «переводить». То, что они могут «переводить», добавляет к
ним в их глазах авторитетности, а вам дает возможность разнообразить
упражнения.
Например, всем моим ученикам нравится писать русско-английский диктант
предложений, и письменный перевод фразы «Я люблю собак» выглядит в их глазах
большим умением, что недалеко от правды.
КАРТИНКА 10
Каждая исписанная вами с ребенком тетрадка в результате будет представлять
собой пропись, словарик в картинках, учебник, книжку для чтения и рабочую
тетрадь с упражнениями в одном лице.
Меня иногда спрашивают, почему я не оформляю упражнения при помощи компьютера.
Ответ прост: во-первых, дети гораздо легче начинают писать в таких тетрадках; а
во-вторых, каждую тетрадку я заполняю для ребенка по мере нашего продвижения
вперед и могу корректировать планы в зависимости от наших успехов. Печатать
упражнения я начинаю только тогда, когда мы переходим к чтению длинных
предложений. Ребенку льстит, что он читает печатный текст.
Будет просто идеально, если вы спланируете занятия таким образом, что ребенок в
результате этого этапа сможет прочитать текст знакомой ему простенькой песенки
или стихотворения. Малыш прекрасно понимает, что недавно он мог только слушать
эту песенку, а вот теперь он ее уже читает.
По завершению этого этапа обучения «азам» у ребенка все еще могут оставаться
«трудные» буквы или путаница с похожими буквами, но стопроцентное вызубривание
всех букв и не входит в планы этого этапа.
В результате ваших занятий для ребенка должен быть в принципе ясен алгоритм
чтения, и он должен уметь читать и воспроизводить на письме большинство букв.
Он должен освоить «поле» чтения и письма, а отчеканить навыки и доприручить
непослушные буквы и звуки он сможет и потом.
Следующим этапом может быть изучение языка по любому учебнику для малышей. Если
вы не торопились и занимались основательно, то программа, предлагаемая
учебником, уже не будет проходить у вашего ребенка сквозь пальцы. Он будет
осмысленнее и плодотворнее осваивать программу, так как будет к ней
подготовлен.
Нетрудно заметить, что слова, которые я привела в пример, предполагают азы
понимания правила открытого и закрытого слога, а словосочетания и предложения –
понимание начал грамматики. В следующей, завершающей, статье этого цикла я
расскажу об алгоритме, которому я обычно следую при объяснении малышам этих и
некоторых других премудростей, необходимых для дальнейшего изучения языка.
Татьяна Ушакова
март, 2008
www.study.ru
Источник: http://www.bilingual.ru/articles/teaching4-1.html
|