Начинать учить английский язык для самых маленьких
детей надо с трех лет, когда ребенок уже умеет говорить на родном языке, когда
у него сформировались представления, на которые можно опереться при изучении
иностранного. Если ребенок еще плохо говорит по-русски, не знает названий
овощей, фруктов, основных цветов, не умеет считать до десяти, тогла лучше
малышу начать учить английский язык попозже.
Для малышей по английскому языку созданы замечательные
учебники: "Max & Millie's" (это для самых маленьких) и
"Pebbles". Одна и та же тема, одни и те же слова на английском языке
повторяются по много раз и закрепляются многочисленными упражнениями, ведь
малыши не только быстро все запоминают, но и моментально забывают. Сначала
нужно говорить на русском, но доля родного языка должна постепенно уменьшается
и к концу первого года свестись к минимуму; новое вводится методом бутерброда:
английский - перевод - снова английский. В конце года малыши английским языком
овладеют на бытовом уровне и могут самостоятельно составлять предложения.
В английский язык малышам трехлетнего возраста обязательно
надо включать фонетические упражнения. У многих из них плохая дикция даже в
родном языке. Это можно делать в игровой форме, проводить
разминки-физкультминутки. Непременно нужно давать упражнения для развития мелкой
моторики пальцев, чтобы готовить малышей к письму. В три года это
раскрашивание, далее появляются более сложные действия: обвести контур,
вырезать и склеить. В шесть-семь лет они начинают писать.
В каждый новый год обучения малышей английскому добавляют
новый пласт языка, который накладывается на предыдущий. Дети многократно
повторяют пройденный материал, понимают, как употреблять в речи выученное, и
английский язык у малышей не путается с родным, как это бывает, когда ребенок
окунается в другую языковую среду. Разве что, когда малышу очень нравится язык,
он может пользоваться английскими словами просто ради удовольствия, он так
играет. Скажем, просит маму дать ему "an apple".
К школе английский язык малыш знает уже достаточно хорошо, и
к тому же многие дети сейчас учат язык, так что в школах все чаще с самого
начала учеников делят на группы по уровню их подготовки. Хорошо бы отдать
ребенка в продолжающую группу, но если такой группы нет, можно просто
продолжать занятия английским языком для малышей независимо от школы, в
дополнение к ней.
Для того, чтобы от уроков был эффект, малыши должны
заниматься английским языком не меньше трех раз в неделю, а с пяти лет можно по
два раза в неделю. Причем если трехлетки занимаются не более сорока минут, пятилетки
занимаются уже по полтора часа. Если английский язык идет хорошо, малышу
нравится и родители "за", то можно увеличить и число часов.
Не надо ждать от детей результатов сразу, в особенности в
течение первого месяца занятий. Малыши впитывают все, как губка, но отдача
начинается далеко не сразу. Некоторые просто стесняются и лишь через несколько
месяцев обнаруживается, сколько они на самом деле знают. Стеснительность
создает проблемы на первых порах, так что поначалу родители могут
присутствовать на занятиях. Через какое-то время дети втягиваются, и родители
пересаживаются поближе к двери, через несколько занятий совсем покидают класс.
При изучении английского языка малыши быстро устают, поэтому
каждые 7-10 минут нужно менять вид деятельности. Если хорошо это продумать,
проблем с дисциплиной будет гораздо меньше. Конечно, бывает, что какой-нибудь
малыш раскапризничается, залезет под стол или прилипнет к окну и будет там
стоять. Тогда это дело учителя - втянуть ребенка в общую работу: "Миша смотрит
в окно. Пойдемте все смотреть в окно. Какого там цвета дом?". Если ребенку
интересно - все капризы забываются.
Малыш сам любит быть учителем английского языка. Можно
позволять ему поиграть в преподавателя - так, кстати, лучше запоминается
материал. Если кто-то из детей много пропустил, приболел, хорошо, чтобы вся
группа вместе с преподавателем объяснила ему пропущенное - так они и сами
повторят. Но даже во время болезни лучше узнавать домашние задания и делать. В
нашей практике редко встречается, что ребенок болел больше двух недель. Но если
кто-то сильно отстал, выходом может быть перевод в другую группу, где изучают
английский для малышей. Заданий лучше задавать немного: повторить песню,
которую учили на уроке, раскрасить что-нибудь.
Грамматике английского, как таковой, малышей пока учить не
стоит. Они копят словарный запас, постепенно в их речи появляются определенные
конструкции, которые плавно вливаются в язык. Грамматика появляется в 8-9 лет.
Компьютерные игры по изучению английского для малышей, можно
использовать просто как другой вид деятельности. Подходящие игры - English
Games, Playroom и Words Alive.
Родителям, которые хотят научить английскому языку малыша,
можно дать еще несколько советов. Во-первых, не пытаться учить его самостоятельно,
если у вас нет специального образования в области педагогики и иностранного
языка: ведь вы не станете учить ребенка музыке или танцам, если не умеете
танцевать или плохо знаете ноты. Так же и с английским языком. Кстати, мы
замечали, что профессиональные преподаватели стараются отдать своих детей
другому педагогу, а люди с очень небольшими познаниями стремятся учить сами.
Разговаривать с малышом на английском языке тоже имеет смысл тогда, когда вы
сами свободно владеете языком: лучше не навязывать ему лишних ошибок и
неправильного произношения. Кстати, профессионалы, которые учат своих детей,
как правило, более требовательны к ним, а это тоже не всегда хорошо.
Во-вторых, если ваш малыш занимается английским языком в
садике, не следует возлагать на это слишком большие надежды. Как правило, в
садике языком занимаются так же, как физкультурой: несерьезно, для развлечения.
К нам иногда приводятмалышей, которые уже занимались английским в садиках.
Поговоришь с ними - и выясняется, что они ничего не знают.
Если у родителей есть сомнения насчет качества занятий, им
стоит поговорить с преподавателем, обычно этого хватает, чтобы понять, можно
доверять этому человеку своего ребенка или нет. Еще лучше - сходить на урок.
Если все происходит на русском языке, если дети весь урок сидят за партами и
больше ничего не делают - вряд ли от таких уроков есть польза. Хороший учитель
на занятиях английским языком с малышами обязательно чередует виды
деятельности, причем, поскольку в три года ребенку трудно держать карандаш,
обязательно должны быть упражнения для пальчиков, а не только сплошное изучение
английского языка. Посмотрите, какой литературой пользуется ваш педагог - это
должен быть один определенный учебник, но к нему - масса дополнительного
материала. Обязательна система преподавания английского языка малышам -
детсадовские занятия часто грешат именно бессистемностью. Надо выяснить, что
преподаватель вообще собирается давать в этом году, в следующем - у серьезного
учителя обязательно есть свой план. Словом, главный совет - отдавать малыша в
хорошие профессиональные руки.
Евгения Можаева,
директор школы № 1 "Биг Бэн"
|